1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943
Номер за июль 1954 годa
раздел «»

ПОГРЕБЕНИЕ ВЕРХОВНОГО ПАТРИАРХА-КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН ГЕОРГА VI

В воскресенье 9 мая 1954 года скончался Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI. Его кончина явилась для Армянской Церкви великой утратой, к которой Русская Православная Церковь отнеслась с глубоким сочувствием. Выразив это сочувствие в телеграмме Эчмиадзинскому Духовному Совету, Святейший Патриарх Алексий направил на погребение почившего Патриарха-Католикоса делегацию в составе: архиепископа Минского и Белорусского Питирима (глава делегации), епископа Куйбышевского и Сызранского Иеронима и московского протоиерея М. В. Зернова.

21 мая наша делегация прибыла в Ереван, где на аэродроме ее встречали: епископ Саак Тер-Ованесьян, верховный архимандрит Георгин Тер-Акопьян и верховный архимандрит Геворк Ватьян. При встрече епископ Саак обратился к делегации с краткой речью. Отвечая на эту речь, архиепископ Питирим выразил от лица Русской Православной Церкви глубокое сочувствие в постигшей Армянскую Церковь скорби.

Здесь же, на аэродроме, стало известно, что погребение Святейшего Католикоса, намеченное на 23 мая, переносится на 27 мая, так как зарубежные делегации не могли прибыть раньше. Делегация была помещена в гостинице «Интурист» и за все время пребывания в Армении пользовалась исключительным вниманием и теплой заботой представителей Армянской Церкви.

22 мая делегация выехала в Эчмиадзин — монастырь, являющийся величайшей святыней для всего армянского народа. Где бы ни жили армяне, их взоры устремлены к этому святому центру, являющемуся издавна резиденцией армянских католикосов.

Прекрасное шоссе, в некоторых местах обсаженное деревьями, соединяет столицу Армянской ССР с древним Эчмиадзином. По пути попадаются селения; часто это — новые поселки возвратившихся на родину зарубежных армян. Однако взоры путников приковывает к себе прежде всего библейcкая гора Арарат, высоко к небу поднявшая свою серебряную главу. Рядом с ней виден Малый Арарат. Обе вершины отчетливо, вырисовываются на голубом небе и кажутся совсем близкими. Иногда вершина Большого Арарата покрывается облаками, как будто он хмурится. При взгляде на Арарат в памяти оживает святое библейское сказание о праотце Ное. На минуту забываешь об окружающем и представляешь себе бескрайнюю водную стихию, среди которой, как символ возрождающейся жизни, высится глава могучего Арарата.

Перед самым въездом в городок, окружающий монастырь, находится старинный храм, а далее виден и самый Эчмиадзин. В центре монастыря — кафедральный собор; его стены воздвигнуты 1300 лет тому назад. Сейчас собор и монастырь ремонтируются.

По прибытии в Эчмиадзин, делегация и сопровождавшие ее лица вошли в скромные покои архиепископа Вагана, который до назначения местоблюстителя возглавляет Армянскую Церковь. Высокопреосвященный Питирим от имени Святейшего Патриарха Алексия выразил сочувствие Русской Церкви горю, постигшему верующих армян. Архиепископ Ваган поблагодарил за выраженное сочувствие и стал вспоминать о дружественных отношениях, которые существовали между Патриархом-Католикосом Георгом VI и Святейшим Патриархом Алексием. Вспомнил он и их совместную деятельность в борьбе за мир.

После этого визита делегация направилась в собор. В центре собора — открытый алтарь. Говорят, что в армянских церквах бывают и иконостасы; действительно, следы иконостаса имеются и в главном алтаре собора, но вообще в Армянской Церкви алтари открытые. Однако они отличаются от католических: престол приставлен не вплотную к восточной стене, а находится на середине алтарного возвышения и его можно обойти кругом. Центральный алтарь собора построен на месте, указанном в видении Самим Спасителем святому Григорию, просветителю армян.

Перед этим алтарем стоял стол, на котором лежали тиара, крест, Евангелие и знаки патриаршего достоинства. У стола все время совершались панихиды по усопшем Патриархе-Католикосе, тело которого бальзамировалось и поэтому еще не было внесено в собор.

Осматривая величественный главный алтарь, делегация обратила внимание на украшение алтарного возвышения. На мраморе изображены святые апостолы; краски таковы, как будто они положены несколько дней тому назад, а между тем им сотни лет. В алтаре, в стенной нише, находится жертвенник, который закрывается занавесочкой. Дверь в ризницу сделана не на алтарном возвышении, а справа. Выходя из ризницы для совершения литургии, священнослужители идут мимо алтарного возвышения и поднимаются на алтарь слева. Перед алтарным возвышением — пространство, огороженное решеткой, куда миряне не допускаются, но это соблюдается не очень строго. Зато на алтарное возвышение поднимаются только священнослужители, притом обязательно в облачении и в специальных, расшитых шелками, туфлях.

В ризнице собора оказались чудесные облачения, красивые тиары и митры. Здесь же хранится великая святыня Армянской Церкви — рука святого Григория Первосвятителя в серебряной раке. Когда-то эта святыня была унесена на некоторое время в Киликию (Ливан), куда удалился Католикос того времени. В Эчмиадзине также был избран Католикос, и, таким образом, в одно время оказалось в Церкви два католикоса. Но вскоре святыня была возвращена в Эчмиадзин, а Эчмиадзинский Католикос вновь был признан Верховным Патриархом всех армян. Однако за Киликийским иерархом осталось наименование католикоса и ему присвоены некоторое права Верховного Патриарха, а именно: он может освящать святое миро и ставить епископов, чего другие армянские патриархи и епископы совершать не могут. Но Киликийский патриарх не имеет права выставлять свою кандидатуру на пост Верховного Патриарха-Католикоса всех армян.

В воскресенье 23 мая делегация вновь прибыла в Эчмиадзин и присутствовала за литургией. По правилам Армянской Церкви литургию совершает только один епископ или же один священник. Другие лишь диаконствуют во время богослужений. В это воскресенье литургию совершал архимандрит, облаченный в подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь. Сверху фелони был одет особый воротник. Диаконствовал в этот день протоиерей. Он был в стихаре и епитрахили. В день отпевания 27 мая (по новому стилю это было Вознесение) литургию совершал архиепископ Хад Аджакапян, местоблюститель Киликийского католикоса (Католикос почти год тому назад скончался). Его облачение отличалось тем, что сверх фелони был возложен омофор. На голове у него была тиара. Диаконствовали два архимандрита в стихарях, епитрахилях, поясах и поручах, но без фелоней, оба в митрах. В богослужении принимали участие и диаконы в стихарях и орарях, участие их выражалось преимущественно в каждении. Интересно, что в день отпевания помимо архимандритов в службе принимали участие два священника, но в стихарях и орарях, подобных нашим протодиаконским орарям. Кроме восходящих на алтарь, за алтарной решеткой за обеими литургиями находилось много священников в фелонях, которые отличаются от наших тем, что надеваются на плечи и застегиваются застежкой. Священники принимали некоторое участие в службе, иногда пели, а старейший из всех присутствующих делал возгласы. В тот момент, когда за нашей литургией служащие иереи лобызают друг друга со словами «Христос посреде нас», здесь старейший вышел на средину предалтарного пространства, по обеим сторонам от него выстроились священники и все совершили друг другу два поклона. Во время совершения проскомидии и во время Причащения священнослужителя весь алтарь закрывался завесой. В важные моменты литургии диаконствующие и прислуживающие потрясали рипидами, которые имеют на себе звонки. Прекрасно пел хор.

24 мая наша делегация, совместно с делегацией Грузинской Православной Церкви, совершила поездку на озеро Севан, которое находится высоко в горах. На его острове, в свою очередь тоже гористом, был некогда расположен монастырь, но теперь остров превратился в полуостров, а от монастыря сохранились две старинные церкви.

К вечеру 25 мая состоялся вынос тела покойного Патриарха-Католикоса Георга VI из его покоев в собор. К этому времени съехались уже все делегации, в том числе и зарубежные. Из Северной Америки прибыли архиепископ Мамбре Галфаян и архиепископ Тиран Нерсоян, из Южной Америки — епископ Сион Манукян, из Румынии — епископ Вазген Балджян. Старшим среди епископов оказался архиепископ Хад. Вместе с ним приехали: епископ Дереник Поладян, верховный архимандрит Гнел Джереджян и архимандрит Шаге Аджемян. Из Сирии приехал архимандрит Шаварш Гуюмджян, из Иерусалима — архимандриты Айказум Абрамян и Айрик Асланян. Все они, вместе с архиепископом Ваганом, епископом Сааком и епископом Суреном Таросяном, архимандритами, священниками и диаконами, съехавшимися со всех концов Советского Союза, принимали участие в выносе тела.

В главном зале патриарших покоев было выставлено тело покойного Патриарха-Католикоса в полном облачении и тиаре, но его лицо закрыто не было. Архиепископ Хад и архиепископ Ваган возглавляли служение. Оно началось в покоях, продолжалось Е саду и на всем пути от покоев в собор. Процессия представляла величественную картину. Во дворе монастыря собралось так много народа, что число остановок, полагающихся по ритуалу, было сокращено. Когда тело Католикоса поставили перед центральным алтарем, была совершена панихида, а затем вечерня.

27 мая состоялось отпевание и погребение покойного Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI. В этот день по дороге в Эчмиадзин можно было проезжать только на машинах с пропусками. Во двор монастыря входили также по пропускам, а в собор — по пропускам особого образца. Несмотря на большое стечение народа, порядок был безукоризненный. Ко времени отпевания тело покойного перенесли за алтарную решетку главного алтаря. У изголовья, в ногах и по обе стороны гроба стояли четыре священника в фелонях, которые держали в руках евангелия и про себя их читали.

Затем началась литургия, которую совершал архиепископ Хад. После чтения Евангелия из ризницы торжественно вышел архиепископ Ваган в полном облачении и с соответствующей свитой. Он совершил чин миропомазания покойника, совершаемый по правилам Армянской Церкви, над каждым умершим епископом. Этот чин совершался следующим образом. Архимандриты подняли гроб и поставили на алтарное возвышение. После молитв, прочитанных архиепископом Ваганом, появилась процессия во главе с епископом Сионом, который нес святое миро в сосуде в виде голубя. Процессия торжественно поднялась на алтарное возвышение. Гроб был поднят и обнесен трижды вокруг алтаря. После этого архиепископ Ваган помазал святым миром чело и руку почившего, а затем произнес вдохновенное слово. Затем гроб вновь был поставлен на прежнем месте, и архиепископ Хад продолжал совершать литургию, в конце которой сказал слово.

По окончании литургии архиепископ Ваган, вместе со всеми архиереями, архимандритами, священниками, архидиаконами и диаконами, начал чин отпевания. В это время православные архиереи возложили на себя мантии. Пока совершался чин отпевания, гроб четырежды переставляли так, чтобы лицо покойного было обращено попеременно ко всем сторонам света. Затем гроб был обнесен вокруг храма, причем шествие совершалось по солнцу. У каждой из четырех стен храма были длительные остановки и совершалось богослужение. Наконец, гроб был поднесен к могиле. Здесь глава делегации Русской Православной Церкви архиепископ Питирим первым произнес следующее надгробное слово.

«Тяжелое горе постигло Армянскую Церковь. Волею Всемогущего Бога, в глубокой старости закончив свое земное странствование, отошел в вечность Святейший Патриарх-Католикос всех армян Георг VI, гроб которого сейчас мы окружаем.

Мы знаем, что каждому из нас предстоит умереть, покинуть эту временную земную жизнь; и целью своей жизни земной мы полагаем приготовление себя к жизни вечной, к Царству Божией славы, где, мы веруем, теперь обитает светлый дух почившего... Но по человеческому естеству мы скорбим при разлуке с любимым человеком. Вот и ныне великую скорбь, неутешную печаль переживают архипастыри, пастыри и верующие Армянской Церкви, провожая в загробный мир своего горячо любимого, мудрого Первосвятителя — Отца.

Эту скорбь Армянской Церкви в полной мере разделяет и наша Русская Православная Церковь, и я уполномочен от ее имени и от имени Главы ее Святейшего Патриарха Алексия выразить духовенству и верующим Армянской Церкви глубокое соболезнование в постигшем их горе.

Наша Русская Православная Церковь всегда глубоко чтила Святейшего Патриарха-Католикоса Георга VI, как выдающегося церковного деятеля. Она скорбит о нем, как о своем большом и искреннем друге. Он живо интересовался жизнью нашей Русской Церкви. Мы не раз видели его в нашей гостеприимной Москве. Он был и гостем Святейшего Патриарха Алексия и поддерживал с ним самые тесные, дружественные связи.

Смерть Святейшего Патриарха-Католикоса Георга VI принесла нашей Русской Православной Церкви великую скорбь еще и потому, что в лице его мы потеряли великого патриота нашей Родины. Всем известны его патриотические подвиги во время второй Отечественной войны. В эту тяжелую годину для нашей Родины он в своих проповедях и посланиях неустанно призывал свою паству к подвигам в защиту Отечества от немцев-фашистов, он горячо молился о даровании победы нашему доблестному воинству над врагом, он укреплял в сердцах своей паствы веру в конечное торжество правды над злом. Он в Армении был таким же великим печальником земли нашей, каким у нас на Руси был покойный наш Патриарх Сергий и каким является ныне здравствующий Патриарх Алексий.

Особенно дорог и любезен русскому православному сердцу был почивший Патриарх-Католикос, как неусыпный поборник великих христианских идеалов мира и любви. Он был участником наших конференций в защиту мира. Он обличал зачинщиков новой войны. Он стоял в первых рядах защитников мира. Его высокоавторитетное слово о мире слышали люди доброй воли всего земного шара.

Дорогие отцы и братья Армянской Церкви! В молитвенной скорби окружаете вы сейчас дорогие останки Первосвятителя вашего, тяжела для вас разлука с ним, но твердо уповайте, что любимый Святейший Отец ваш, порвавший с вами земные сношения, закрывший уста для речи и молитвы, возглаголет о вас пред Всевышним на небе устами духовными на языке той любви, которой он был избранным сосудом. И я верю, что такое ваше упование не посрамит вас. Порукой тому вся жизнь покойного, исполненная любви и кротости от дней юности его.

Гряди же с миром, добрый подвижник вертограда Христова, в последний твой путь! Светлое имя твое будет вечно жить в памяти армянского народа и в памяти всех твоих многочисленных друзей. А от Русской Православной Церкви и Святейшего Отца нашего Патриарха Алексия приими, Святейший Католикос-Патриарх, последнее целование».

После Высокопреосвященного Питирима, произнес слово Глава делегации Грузинской Православной Церкви епископ Димитрий. Он сказал: «От имени пославшего нас Католикоса-Патриарха всея Грузии и вверенной ему паствы Грузинской Православной Церкви выражаем наше глубокое соболезнование осиротевшей пастве и духовенству Армянской Церкви по случаю кончины ее Главы, Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян, блаженной памяти Георга VI.

Весьма горестна и тяжела утрата, понесенная в лице почившего Армянской Церковью и верующими армянами, каковую утрату с ними вполне разделяет самая близкая по соседству и родству Грузинская Церковь, с которой почивший установил отношения любви и дружбы, устранив все недоразумения, оставшиеся горьким осадком от прошедших времен. Он поэтому являлся и любезнейшим другом для Грузинской Церкви и грузинского народа.

Мы знали его также, как приятного гостя и участника многих священнических собраний Русской и Грузинской церквей, на которых покойным произносились глубокопрочувствованные, проникнутые человеколюбием, слова во имя утверждения мира во всем мире.

Высокая просвещенность, гуманность и глубокая проницательность ума являлись общепризнанными достоинствами ныне безмолвно лежащего перед нами.

Эти высокие качества души покойный проявил в долговременном и мудром управлении своей Церковью и своей паствой. Он поднял на большую высоту духовно-богословское образование в Армянской духовной академии, непосредственным руководителем и вдохновителем которой являлся.

Особенной заслугой усопшего являлась его деятельность, направленная на установление нормальных отношений Церкви с Государством, в чем он бесспорно преуспел. В этом деле, идя рука об руку с великой Русской и Грузинской церквами, он ревностно побуждал свою паству служить верою и правдою Богоустановленной власти и любимой Родине!

С чувством религиозного удовлетворения покойный сознавал, что главной заботой нашего любимого Отечества является материальное и духовное благосостояние народа и осуществление самых высоких нравственных начал — мира, любви, братства и единения, что с успехом выполняется в нашем многонациональном государстве и что должно осуществиться во всем мире.

Проникнутые чувством уважения к его мудрости и ревностному служению на благо Церкви и народа, мы собрались сегодня здесь, чтобы отдать последний долг почившему и проводить его до последнего места вечного упокоения.

Да будет же всем нам утешением, что светлое имя Георга VI, его жизнь и деяния золотыми буквами впишутся в многовековую историю Армянской Церкви и что Господь Бог причтет его к сонму тех знаменитых отцов и учителей, которые немеркнущим светом сияют на небосклоне древней многострадальной Церкви Армении.

Да будет нам утешением и то, что Господь Бог воздвигнет из недр славного армянского народа достойного преемника и заместителя покойного.

Вечная память возлюбленному Первосвятителю Георгу VI, — славному сыну своего народа и своей Церкви! Аминь».

Затем выступили с речами главы всех прочих делегаций.

Когда речи окончились, гроб, при торжественно печальном пении, был закрыт и тихо опущен в могилу. Затем священники подняли черную шелковую пелену и закрыли ею могилу, воспев новое песнопение. После этого все они вместе опустили пелену, и она, колыхаясь, медленно опустилась на гроб. Тотчас принесли цементные плиты, которыми могила была закрыта, а щели залиты цементом. Среди множества венков, возложенных на новую могилу, красовался большой венок из живых цветов от Русской Православной Церкви.

По окончании погребения в покоях Католикоса состоялась поминальная трапеза. Во время трапезы вновь говорил архиепископ Ваган и члены делегаций. Все говорили на армянском языке, только епископ Димитрий, вторично говоривший, и Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский, говорили по-русски. Полянский говорил о взаимопонимании, которое царило между Армянской Церковью и Советом, и о патриотических заслугах покойного Католикоса. Он выразил надежду, что преемник покойного будет продолжать его дело.

На другой день делегация Русской Православной Церкви приехала в Эчмиадзин с прощальным визитом к архиепископу Вагану. Визит затянулся, так как официальная беседа вылилась в долгий, задушевный разговор. Труды и заботы архиепископа далеко не закончились. Впереди — выборы местоблюстителя, проводы зарубежных делегаций, подготовка к выборам нового Верховного Патриарха-Католикоса всех армян.

29 мая делегация покинула гостеприимный Ереван. Провожавшие делегацию деятели Армянской Церкви выразили надежду видеть у себя в гостях представителей Московского Патриарха в более радостные для Армянской Церкви дни.


К оглавлению номера
Свежий номер ЖМП Архив Подписка Контакты



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика