1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943
Номер за апрель 1954 годa
раздел «»

ТРУДЫ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина (включая Галицию) были включены в состав Польши. Несколько епархий Русской Православной Церкви оказалось за государственными рубежами нашей страны. Под натиском польского правительства Пилсудского-Мосцицького тогдашний епископат польских епархий односторонне прервал связи с Матерью-Церковью Русской, возглавлявшейся Святейшим Патриархом Тихоном. По инициативе того же правительства, в 1924 году был поставлен перед Вселенской (Константинопольской) Патриархией вопрос об автокефалии Польской Православной Церкви. Константинополь, как известно, утвердил автокефалию, что, конечно, означало вмешательство в дела совершенно независимой от него Русской Церкви. Польскую Церковь возглавил митрополит Дионисий (Валединский).

После второй мировой войны в составе Польской Церкви произошли существенные изменения. Западно-украинские и западно-белорусские епархии непосредственно и органически вошли в Русскую Церковь; значительная часть украинского и белорусского населения Польши переехала в УССР и БССР, а несколько десятков тысяч украинцев, главным образом, из бывшей Галиции, разместилось в Польской Народной Республике, преимущественно в районе междуречья Вислы — Одера.

Как известно, в 1948 году иерархия Польской Церкви, покаявшись в нарушении церковного законопослушания, просила о воссоединении с Матерью-Церковью с последующим дарованием права на автокефальное существование. Русская Православная Церковь удовлетворила эту просьбу. Вместо ушедшего на покой митрополита Дионисия, делами новой автокефальной Церкви временно управлял архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей.

Через три года, именно в июле 1951 года, на вдовствующую кафедру Первого Епископа и Предстоятеля Автокефальной Польской Православной Церкви был избран архиепископ Макарий (Оксиюк) с титулом Митрополита Варшавского и всея Польши. На известительные грамоты об этом, адресованные Предстоятелям автокефальных православных церквей, все ответили признаниями, поздравлениями и благопожеланиями. Лишь Константинопольская Патриархия сообщила, что она, неизменно проявляя «особое расположение и живой интерес» к Польской Церкви, продолжает считать ее Предстоятелем митрополита Дионисия.

Неполные три года деятельности Блаженнейшего Митрополита Макария благотворно сказались в жизни Польской Православной Церкви. Он начал с упразднения совершенно ненужной консистории и превратил митрополичью канцелярию в действенный исполнительный аппарат. Все приходы были разделены в 1951 году на четыре епархии. Если прежде все архиереи жили в Варшаве и почти не посещали приходов, то теперь они поселились в епархиальных центрах и стали непосредственно руководить церковной жизнью своих епархий.

Сам Предстоятель Церкви Блаженнейший Митрополит Макарий подает в этом отношении пример, ежегодно посещая свою паству и устраивая ее приходскую жизнь своими указаниями, проповедями и распоряжениями. Многих архипастырских трудов и забот требуют такие важные вопросы, как возвращение занятых в свое время католиками или униатами православных храмов.

На так называемых новых польских землях (фактически — древних польских землях, в свое время захваченных немцами и ныне возвращенных) среди новоселов — много православных и еще больше — униатов (греко-католиков). В этих районах, благодаря исключительной энергии Митрополита Макария, открываются новые приходы. Из-за недостатка священнослужителей их обслуживают пока разъездные священники, но с течением времени эти приходы получат постоянных настоятелей из числа окончивших курс духовной семинарии.

Блаженнейший Митрополит Макарий — высокого мнения об основной массе духовенства, считая его в целом стоящим на высоте своего призвания. Но нужды церковной жизни требуют увеличения пастырских кадров. Этому важному делу должна послужить духовная семинария, в которой обучается в настоящее время 64 воспитанника (из них — 11 заочников). В 1954 году эта семинария даст первый выпуск кандидатов священства.

Заботами Блаженнейшего Митрополита Макария возрождаются и монастыри, находившиеся прежде в запущенном состоянии: мужской Яблочинский Свято-Онуфриевский (что вблизи г. Бреста) монастырь, памятный тем, что даже во времена жесточайших гонений не склонялся к унии, и женский Грабарский — в Белостокском воеводстве.

Величественный Варшавский кафедральный митрополичий собор, сильно пострадавший от гитлеровцев, сейчас полностью реставрируется. Верующие вкладывают в это дело много трудов и денежных пожертвований.

В 1951 году Польская Православная Церковь потеряла одного из своих архипастырей: 6 ноября скоропостижно скончался Преосвященный Михаил, епископ Вроцлавский. В апреле 1953 года на эту кафедру хиротонисан архимандрит Стефан (Рудых).

Трудами своих архипастырей, руководимых Блаженнейшим Митрополитом Макарием, Польская Православная Церковь постепенно благоустраивается и возрастает, по достоинству занимая свое место в семье автокефальных православных церквей.


К оглавлению номера
Свежий номер ЖМП Архив Подписка Контакты



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика