télécharger pirater wifi télécharger page telecharger webcam telecharger theme windows 7 softonic music télécharger gratuitement telecharger carte du ciel apk un jour film télécharger telecharger musique jil jilala mp3 telecharger free dwg viewer windows 7 les crimes silencieux telecharger telecharger smart hdr pro telecharger e carte bleue banque populaire occitane telecharger 68 kill telecharger film les risques du metier telecharger crayon photoshop telecharger platine telecharger mp3 rap fr télécharger atout clic cp telecharger telecharger iriscan telecharger telecharger musique sur lecteur mp3 télécharger serval apk telecharger app réalité augmentée gatsby le magnifique telecharger test debit telecharger fichier telecharger facebook nokia 6300 telecharger fifa 16 pc torrente complet telecharger presto telecharger ça va cogner telecharger serato dj pro mac castlevania telecharger telecharger et ecouter music mp3 gratuit cheb hasni telecharger les sims games development software for mac femei disponibile Panciu blog gay Vitry Sur Seine como localizar uma pessoa pelo numero de celular scaricare office
1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943
Номер за апрель 1954 годa
раздел «Церковная жизнь»

БОГОСЛУЖЕНИЕ "СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ

Незабываемы, неизгладимы из памяти дни Страстной седмицы с их вдохновенно-дивными богослужебными песнопениями. Проходят годы и века, волнуется мир, меняется строй и уклад человеческого общежития, но не иссякает дивная, благоухающая красота этих дней. И в детски-юношеские годы, и в годы зрелого мужества, и на закате жизни они волнуют душу верующего человека.

С трепетным чувством ждем мы прихода великих священных дней Страстной седмицы. Вот они наступили... И вновь в сладостных богослужебных песнопениях и Евангельских чтениях шаг за шагом проходит пред нашим мысленным взором потрясающая мировая трагедия предания, суда и осуждения Невинного Христа на крестную смерть, трагедия во всей своей целокупности и полноте не имевшая подобной ни до, ни после, хотя частично повторявшаяся и повторяющаяся с истинными последователями Христа. «Аще Мене изгнаша, и вас изженут» (Иоан. XV, 20) и возненавидят до того, что «всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу» (Иоан. XVI, 2). Вся история общественного служения Христа является последовательным и выразительным раскрытием божественности Христа и Его небесного посланничества, свидетельствуемым Его делами и параллельно этому нарастанием и развитием ослепленной злобы Его врагов. Весь этот процесс завершился, с одной стороны, величайшим чудом — воскрешением смердящего четырехдневного Лазаря, и, с другой стороны, безрассудным решением врагов — убить Его.

«Тогда (после воскрешения Лазаря) многие из иудеев... видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него»..., а «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, — и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его... Первосвященники и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Иоан. XI, 45, 47 — 50, 53, 57).

И они в конце концов достигли своей цели, правда, при помощи величайшего предательства одного из учеников Христа Иуды Иокариота. Величайшим позором покрылось его имя и стало международным именем для обозначения предательства и измены. На языке всех народов имя Иуды звучит как синоним предательства.

И настал последний день пребывания Христа на свободе. Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками, шествие в Гефсиманский сад, молитва... «И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился. Говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небеси и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. XXII, 41 — 44).

Затем приход в Гефсиманокий сад стражи, ведомой предателем — учеником. Взятие Христа. Издевательства и поношения... И, наконец, беззаконнейший суд, закончившийся вынесением смертного приговора...

Память об этом не изгладилась до наших дней. Ежегодно в Великую Пятницу на утрени с чтением 12 Евангелий мы вспоминаем эту страшную ночь и молитвенно чтим совершившиеся в ней страдания и крестную смерть Спасителя. В народном сознании глубоко-умилительное Богослужение утрени Великой Пятницы утвердилось под именем «Страсти Господни».

Корни этого Богослужения тянутся к глубочайшей древности. Мы не знали подробностей совершения этого Богослужения древними христианами. Но, вот, в 1885 году итальянский ученый Гамбурини в одной из библиотек нашел старинную латинскую рукопись, в которой подробно описывается путешествие в IV веке по Святым местам некоей знатной гражданки по имени Сильвии [1]. Открытый памятник представляет большую литургическую ценность, так как он содержит подробный чин Богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, совершавшийся тогда на Святой Земле.

В то время на вершине Сионской горы, где теперь находится армянская церковь, был дом, в горнице которого Иисус Христос с учениками совершил Тайную Вечерю и в которой явился ученикам по Своем воскресении. В этом же доме совершилось Сошествие Святого Духа на апостолов. Продолжительное время дом этот считался кафедральною епископскою Церковью в Иерусалиме. Но в IV веке он уже не имел такого значения, так как были построены другие церкви, которые в разные периоды были епископскими кафедрами. На Масличной горе были две церкви Елеон и Евмон. Последняя была построена на том самом месте, откуда Господь вознесся на небо. Она не имела крыши.

В Великий Четверг литургия совершалась в Сионской горнице. Литургия начиналась под вечер. Непосредственно за литургией следовала утреня. В той самой комнате, в которой происходила прощальная беседа Христа с учениками, читалась первая половина первого Евангелия, читаемого теперь на утрени Великой Пятницы до конца XIV главы. Этим кончалось Богослужение и архидиакон объявлял: Hora prima noctis omnes in ecclesia, quae est in Eleona conveniamus, quoniam maximus labor nobis instat hodie nocte ista». («В первый час ночи соберемся в церковь на Елеоне, потому что нам предстоит большой труд»). Конечно, это объявление произносилось на греческом языке, но у Сильвии оно приводится в латинском переводе, поскольку вся рукопись написана на латинском языке.

После этого верующие расходились по домам, чтобы приготовиться ко всенощному бдению. В указанный час все они собирались на Сионе. Отсюда в торжественной процессии они шли на Елеон. С возженными свечами, с пением антифонов они следовали по тому самому пути, по которому после Тайной Вечери шел Иисус Христос со Своими учениками. В винограднике, на пути к потоку Кедрскому, читалась вторая часть нашего первого Евангелия. Повидимому, эта часть прощальной беседы и происходила в винограднике, поскольку Христос в своей проповеди брал образцы из окружавшей Его природы. Затем переходили поток Кедрский и шли к Елеонской горе и поднимались к Елеону, к церкви, венчавшей вершину горы. В храме находилась пещера, в которую, по преданию, скрылись ученики, разбежавшиеся при виде стражи, пришедшей взять Христа. От Елеона процессия направлялась к другой вершине горы, увенчанной Евмоном. Здесь было место моления о чаше и здесь прочитывалось соответствующее воспоминанию Евангелие (Марк. XIV, 35 — 38). Далее процессия проходила мимо места встречи с Иудою, мимо домов первосвященников Анны и Каиафы, мимо Голгофы с чтением соответствующих мест из Евангелия. Последнее Евангелие читалось у Гроба Господня.

Так совершалось в IV веке раннее утреннее Богослужение Великой Пятницы. Если в настоящее время мы только мысленно вспоминаем крестный путь нашего Спасителя, то иерусалимские христиане проходили по этому пути в молитвенной процессии.

Около трех часов пополудни в Великую Пятницу иерусалимские христиане собирались в церкви Воскресения Христова. На этом Богослужении читалось Евангелие, именно «то место из Евангелия, — пишет Сильвия, — в котором Иосиф просит у Пилата Тело Господа, чтобы положить Его в новом гробе» (Матф. XXVII, 57 — 60).

Верующие всю ночь с пятницы на субботу проводили у Гроба Господня в две смены: одна смена до полуночи, другая смена после полуночи. Верующие в это время пели гимны, антифоны, статии, составленные по образцу погребальных песнопений того времени, и похвалы в честь Благообразного Иосифа.

В. Теплов

[1] Памятник издан под названием «Путешествие Сильвии»: Cabrol, Peregrinatio Silviae, Paris, 1887, также Ferrotin, Revue des questionts historiques, t. 74, p. 367. У нас он был издан проф. И. В. Помяловским в 1889 г. под заглавием «Паломничество по святым местам конца IV века» («Православный Палестинский Сборник», 20-й вып., 1889). Ему же посвящена статья проф. Н. Ф. Красносельцева «Богослужение Иерусалимский Церкви в конце IV века» («Православный Собеседник», 1888, ноябрь).


К оглавлению номера
Свежий номер ЖМП Архив Подписка Контакты



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика