1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943
Номер за январь 1954 годa
раздел «Церковная жизнь»

ОЧАГ ПРАВОСЛАВИЯ В ГОЛЛАНДИИ

I

Определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 18 ноября 1952 года Русская Православная Миссия в Голландии преобразована в ставропигиальное благочиние [1]. Это благочиние объединяет три православных храма: храм во имя св. Марии Магдалины в г. Гааге, храм во имя св. великомученика Пантелеймона в г. Амстердаме и походный храм во имя Божией Матери Скоропослушницы в г. Роттердаме. Возглавляет благочиние в настоящее время бывший начальник Русской Православной Миссии в Голландии архимандрит Дионисий (Лукин).

Благочиние издает ежемесячный журнал под названием «Вестник Православия». Несмотря на несовершенный способ размножения (печатается на шапирографе), этот журнал весьма интересен по содержанию.

Судя по материалам журнала, благочиние количественно немногочисленно, но оно привлекает внимание тесным содружеством своих членов, христианской настроенностью и бережным хранением традиций Матери-Церкви.

Церковные службы в храме, судя по расписанию богослужений, напечатанному в журнале, совершаются не везде регулярно из-за недостатка священнослужителей, но, несмотря на это, церковно-общественная жизнь в благочинии протекает довольно интенсивно. Эти маленькие общины, сгруппированные около трех храмов, во многом напоминают общины первохристианские. Весь строй их жизни свидетельствует о том, что духовное общение членов общины сохраняется и за пределами храма. Собираемое в нем сокровище духовное переносится в повседневную жизнь, распространяя свое влияние на окружающий мир.

Перейдем к фактам. Вот окончилось праздничное богослужение — Пасхальное ли, Рождественское ли, или престольного праздника, — совершенное, хотя и в скромной обстановке, но истово, благоговейно. Община не расходится, — она собирается за братскую трапезу. Для детей устраивается отдельный праздник, а если это день Рождества Христова — традиционная елка. При этом очень многие члены общины принимают на себя труд служить другим.

Не проходят мимо этих трех дружных общин и скромные юбилеи рядовых церковных работников. За многолетнюю и плодотворную работу им выносятся благодарности на страницах журнала. Общение настолько тесное, что даже кончина отдельных прихожан отражается в печатном органе. «Как покойник, так и вся семья его — сказано в журнале по поводу кончины одного из членов общины — издавна верные члены нашей Церкви в Голландии».

На Голландию обрушилось тяжелое бедствие: наводнение. «Сотни погибших, десятки тысяч людей, лишенных крова, множество людей, находящихся в острой нужде» [2]. Православные общины живо откликнулись на это горе. Сбор пожертвований, помощь личным трудом нуждающимся, предоставление приюта бездомным. Благочиние, через свой журнал, сообщает, кто именно пострадал из членов православных общин и просит дополнительно информировать редакцию о пострадавших своих членах. Благочинный сам выезжает в пострадавшие районы для того, чтобы навестить бедствующих членов общин и оказать им посильную помощь. Кроме того, благочиние внесло денежное пожертвование в национальный фонд помощи, в фонд Красного Креста. Отдельные члены общин приняли участие в национальном сборе пожертвований в пользу пострадавших. Голландскому правительству послано, от лица благочиния, соболезнование и выражена полная готовность оказать помощь нуждающимся. По жертвам наводнения отслужена панихида.

Так православные общины несут огонек Христовой Любви к ближним, в мир и участвуют в благородном деле оказания помощи своей стране, терпящей стихийное бедствие.

В своей среде православные приходы не забывают дел милосердия. Среди них, вероятно, насчитывается не мало находящихся в нужде, поэтому при благочинии создан благотворительный отдел для оказания помощи нуждающимся.

Этот теплый огонек Православия согревает и окружающих: инославные жители Голландии, как видно, чувствуют этот светильник «горяй и светяй». Многих привлекает его огонек, исполненный веры и братской любви, ибо почти в каждом номере журнала мы читаем о присоединении голландских граждан, членов Римско-католической Церкви, к Православию. А по голландским фамилиям особо усердных прихожан, отмеченных в журнале, можно судить, что «прозелиты» искренно и ревностно служат делу Православия.

II

Почти в каждом выпуске журнала помещаются проповеди; в том же отделе печатаются ответы на недоуменные вопросы читателей. При этом весьма умело используются выборки из святоотеческих творений, например: «Увещание к покаянию» из преп. Ефрема Сирина, «О таинстве Воскресения Христова» из преп. Симеона Нового Богослова, «О любви, воздержании и духовной жизни» из творений аввы Фалассия; приводятся также афоризмы, — немногочисленные, но весьма выразительные и надолго запоминающиеся.

В тех журналах, которые у нас под рукой, проповеди принадлежат начальнику благочиния архимандриту о. Дионисию. Его слово «О ненависти и любви» [3] привлекает глубоким проникновением проповедника в человеческую душу. «Ненависть, — говорит о. Дионисий, — есть обратная сторона любви... Ненавидит человек брата своего оттого, что самолюбие не дает любви к брату простора в сердце своем». Самолюбие вытесняет, так сказать, из сердца любовь к ближнему. Вместе они ужиться не могут. Получается нечто похожее на самоубийство, ибо «любовь есть стихия подлинной жизни каждого человека», и если человек создает преграду этой стихии, он творит насилие над собой.

Но если человек дает возможность этой стихии любви проявиться во всей ее полноте, он становится прекрасным, духоносным, тогда все его таланты раскрываются, он пополняется вдохновением добра и обретает силу не только творить добро, но и увлекать к этому других. Если же любовь сердца его является, к тому же, даром благодати, как это было у святых апостолов, святителей и преподобных отцов, тогда носитель такой любви становится светильником в мире и изливает избыток любви своей и на людей.

Как современна такая проповедь и как во всякое время нужна умело раскрытая психология любви и ненависти! Ведь ненависть — это брань, война, а любовь — это, прежде всего, мир в душе, который распространяется во вне, на наших ближних и на весь окружающий мир.

В настоящее время, когда вопросы любви и ненависти решаются в противоборстве сил мира и войны, — нам, христианам, особенно нужны такие проповеди, потому что они церковно осмысливают для нас животрепещущие нужды современности и побуждают к работе над собой, над своим внутренним устроением, столь необходимым и для блага общего.

На обложке «Вестника Православия» поставлены эпиграфом слова Спасителя: «Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19). Этот завет Господа нашего Иисуса Христа достойно выполняется ставропигиальным благочинием Русской Православной Церкви в Голландии, которое представляет собою малый, но яркий очаг Православия среди окружающих его инославных исповеданий.
Свящ. И. Ефимов

[1] Термин «ставропигиальный» обозначает подчинение монастыря или прихода не епархиальному архиерею, а непосредственно Патриархии.
[2] Из обращения благочинного православных церквей в Голландии к верующим. «Вестник Православия», №1.
[3] «Вестник Православия», № 5, стр. 2.


К оглавлению номера
Свежий номер ЖМП Архив Подписка Контакты



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика