1. ys=48my=03 rm=STAT sr=480310
2. rus_razdel=СТАТЬИ;
3. full_razdel=a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ#
4. Раздел определился
5) 480309
a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480309
6) Определилась папка статьи в разделе:a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480309
6. разбираем файлы
5) 480310
a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480310
6) Определилась папка статьи в разделе:a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480310
6. разбираем файлы
->illustrations.txt мимо
->Архиепископ Варфоломей. Сибирские Святители (окончание).txt разбираем
ya43.php = f5) EXISTutils/statya.inc
Номер за март 1948 годa
раздел «СТАТЬИ»

СИБИРСКИЕ СВЯТИТЕЛИ

(Окончание)

2. Святитель Софроний, Епископ Иркутский

После блаженной кончины Святителя Иннокентия, епископом Иркутским был Иннокентий II (Неоунович), а потом, так как не было желающего занять эту Сибирскую кафедру, Иркутская епархия шесть лет не имела своего епископа. И только в феврале 1753 г. на Иркутскую кафедру назначен был наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Софроний. Епископское служение Святителя Софрония началось, следовательно, спустя 22 года после кончины Святителя Иннокентия (умер в 1731 г.).

Новый, третий, Иркутский епископ Софроний родился 25 декабря 1703 г. в местечке Березани Переяславского уезда, Полтавской губернии. Воспитанный своими благочестивыми родителями (отец его был клириком) в чисто церковном духе, будущий Святитель Иркутский для полного церковного и общего образования отдан был в Переяславскую Духовную Семинарию, которую он с успехом окончил в 1727 г. С детства благочестиво настроенный, он по окончании Семинарии поступает в Красногорский Покровский монастырь Полтавской епархии и после трехлетнего послушания в монастыре принимает монашество и вскоре же получает священство. Как опытно прошедший степени послушания и как получивший полное семинарское образование, он скоро же делается игуменом и настоятелем этого монастыря. В звании настоятеля монастыря он пробыл 13 лет.

Подвижническая его жизнь, строгое благочестие, мудрость в управлении монастырем, его образованность стали известны императрице Елизавете Петровне, которая, любя Украину, сделала игумена Софрония, как опытного руководителя иноков, наместником Александро-Невской Лавры. Наместником Лавры о. Софроний был 11 лет. Как искренний и опытный в духовной жизни о. Софроний, переведенный в столичную Лавру из тихого Красногорского монастыря, сразу же почувствовал разницу в настроении иноков Красногорского монастыря и иноков Лавры. Всегда стремясь к тихим монашеским подвигам, он устраивает отделение Лавры, так называемую Троице-Сергиевую пустынь, где и сам душевно отдыхал и давал возможность инокам Лавры, желающим уединенных подвигов и тяготившимся шумом столичной жизни, проходить в этой пустыни иноческое послушание. В жизни самой Лавры о. наместник старался вводить строгое иноческое житие, сам подавая пример неустанной работы, строгого исполнения церковного устава и в богослужении и в трапезе. За эту высокую подвижническую жизнь и за введение в Лавре строгой иноческой жизни, о. наместник пользовался особым вниманием Императрицы, которая сама в феврале 1753 г. предложила Святейшему Синоду назначить наместника Лавры на Иркутскую кафедру и в апреле 1753 г. состоялась хиротония блаженнейшего Софрония в епископа Иркутского. В свежей памяти блаженнейшего Софрония был пример первого апостола Сибири Святителя Иннокентия, точно так же из наместников Лавры, получившего назначение в Сибирь (Китай) в пределы монгольские. Несомненно, он слышал о тернистом пути (Святителя Иннокентия, но как истинный подвижник, инок Святитель Софроний, не колеблясь, принял это назначение, как Божие повеление работать ему во славу Святой Православной Церкви в отдаленных городах Сибири.

В свой кафедральный город Святитель Софроний прибыл только в марте месяце 1754 г. Причиною такого позднего, после хиротонии, приезда в Иркутск было то, что Святитель Софроний, зная, что Богом данная ему епархия шесть лет оставалась без епископа, предвидел, что много там увидит нестроений и поэтому заботливо избирал себе для будущей работы добрых сотрудников, на которых бы он мог положиться в делах своего епархиального управления. Сам будучи аскетом-подвижником, он избирал сродных ему по духу иноков, и между ними особенно духовными своими добродетелями выделялся инок Сисиний, впоследствии архимандрит и настоятель Вознесенской Иркутской обители. Память об этом подвижнике хранится в Иркутске до сих пор, и тело его почивает нетленным. Да и самое путешествие в Иркутск, благодаря особым условиям передвижения в Сибири, продолжалось свыше трех месяцев (с 2 декабря 1753 г. по 20 марта 1754 г.).

Неудивительно поэтому, что прибытие Святителя в Иркутск было великим праздником для его паствы. А скоро Иркутская паства увидела и почувствовала, что в лице нового епископа Господь прислал в Сибирь великого подвижника. В иночестве и в руководстве иноческими обителями Святитель работал постоянно, праздности он не знал, показывая добрый пример братии. И здесь, в Иркутске, лишь только прибыл сюда Святитель, он всею душею предался своей работе. И в этой святительской работе Владыка Софроний следовал по пути первого Иркутского епископа. Святителя Иннокентия, являясь мудрым и энергичным вождем своей паствы к вечному спасению. Зорким своим оком он увидел в Иркутском духовенстве пороки. Святитель, принимая против виновных иногда строгие меры, вместе с тем при малейшем исправлении виновных не только прощал им вину, по при дальнейшей доброй их жизни давал и награды. Видя, что эти нравственные недостатки происходят от малообразованности духовенства, Святитель расширяет объем предметов в существовавшей в Иркутске пастырской школе, приближая ее к программе Духовных Семинарий того времени, и переводит эту школу в архиерейский дом из Вознесенского монастыря, чтобы лично руководить ходом образования и воспитания будущих пастырей. Он не только имел личный надзор над Семинарией, но и преподавал славянский и русский языки.

Увидел Святитель Софроний и тяжелое общественное положение духовенства, вынужденного наравне с крестьянами нести все тяготы воинские и гражданские и подвергавшегося унизительным тяжелым наказаниям. Он усиленно ходатайствовал об избавлении духовенства от крестьянских повинностей и телесного наказания. Духовенство от крестьянских повинностей было освобождено, а телесное наказание Владыка заменил эпитимиями или штрафами на добрые учреждения. Выхлопотал Владыка и земельные наделы для своего духовенства. Успеху этих ходатайств Владыки помогло непосредственное знакомство его с императрицей Елизаветой Петровной.

Для непосредственного знакомства с духовенством обширной Иркутской епархии Святитель «не нуждею, но волею и по Бозе» — «усердно» (1 Петр. 5, 2) посещал и очень отдаленные от Иркутска города: Нерчинск, Якутск, Киренск. Целые месяцы Святитель проводил в этих архипастырских подвигах, перезжая из села в село, а когда надо было, Святитель не жалея себя, брал верховых лошадей и путешествовал по сибирским дебрям. Конечно, эти святительские поездки оказывали глубокое воспитательное влияние на его паству, не видавшую никогда архиерея, а тем более архиерейской службы. Все хотел видеть сам энергичный Святитель. Во время этих путешествий он и смещал негодных священников, награждая усердных. Святитель входил в самое тесное общение со священниками и мирянами, и память об этом самоотверженном Святителе передавалась из рода в род в Иркутской епархии.

Заботился Святитель и об устройстве Сибирской миссии, продолжая дело апостола Сибири Святителя Иннокентия. Посылал он и в Забайкалье, и в Камчатку, и в Якутск миссионеров, писал для них собственноручно инструкции; заботился он и об улучшении быта обращенных из язычества, стараясь селить их на монастырских землях (село «Архиерейское» на берегу реки Китая). Во время своих святительских путешествий Владыка видел большие пороки мирян, и в своих обращениях к ним указывал на эти пороки, обличал сам и священникам предписывал в проповедях указывать тяжесть этих пороков. Сам Святитель любил уставную службу и такой же службы требовал от священников, служил он очень часто, заботился о торжественной обстановке, и весть об его благолепной службе передавалась из рода в род.

Умел Святитель при личных свиданиях с мирянами и дома и во время поездок убеждать их в необходимости построения храмов Божиих. Во время его управления Иркутской епархией количество храмов значительно возросло, как в самом Иркутске, так и в других городах и селах.

В частной жизни Святитель Софроний показал образ истинного подвижника, питался скудно, спал на полу, на какой-либо коже, молитвенное монашеское правило постоянно исполнял, «непрестанно» молился (1 Сол, 5, 17); и в народе он оставил память о себе, как об усердном молитвеннике и подвижнике.

Великие труды в иночестве и святительстве, подвижническая жизнь сделали то, что Святитель Софроний, хотя отличался крепким, здоровым телосложением, после шестнадцатилетнего управления Иркутской паствою почувствовал упадок сил и просил Святейший Синод о том, чтобы ему было дозволено последние годы своей жизни провести в тихом Красногорском монастыре. Но Господу угодно было, чтобы он получил блаженную кончину и своим нетленным телом остался в Иркутске на радость горячо любившей его пастве. 30 марта 1771 г. (на второй день Святой Пасхи) Святитель Софроний мирно о Господе почил. Тело его целых шесть месяцев и десять дней находилось в Казанском приделе собора и оставалось нетленным. Только 8 октября оно было предано земле. Это обстоятельство, в связи со святою подвижническою жизнью Святителя Софрония, создало благоговейное почитание памяти его, как угодника Божия. И скоро же от гроба Святителя начинаются чудеса и исцеление больных с верою обращавшихся к Святителю о молитвенной помощи. Таких чудес, только записанных и проверенных еще до канонизации Святителя, имеется 68. А сколько незаписанных! Сколько незримой благодатной помощи подавалось страждущим душой и телом после молитвы на могиле Святителя. Год от году увеличивалось число молящихся у гроба Святи теля, и скоро служение панихид на могиле Святителя стало совершаться непрерывно. К могиле Святителя приходили не только жители Иркутска и Забайкалья, по и из всех местностей Сибири страждующие и больные с глубокой верою молились и просили благодатной помощи Святителя.

Освидетельствование нетленных останков Святителя совершалось несколько раз: в 1833 г. (при архиепископе Мелетии), в 1854 г. (при архиепископе Ниле), в 1870 г. (при архиепископе Вениамине), а в 1909 г. было произведено дважды (18 марта и 19 июля) официальное освидетельствование мощей Святителя, причем Комиссией были найдены и гроб, и одежда, и тело Святителя нетленными, и местные архиепископы (Тихон — 1906 г., Серафим — 1914 г.) сделали представление о скорейшем прославлении Святителя Софрония, как угодника Божия.

Но вот, после этих и частных и официальных освидетельствований нетленных останков епископа Софрония, в 1917 г., 18 апреля, в Богоявленском соборе, где была гробница Святителя с его нетленными мощами, произошел от неизвестной причины пожар: гробница и нетленные мощи Святителя были уничтожены, в обгорелом виде остались только кости Святителя, которые по освидетельствовании особой Комиссией, были собраны и благоговейно положены в особый ковчежец. Замечательно, что это событие не только не умалило благоговейного почитания Святителя, во и усилило. Еще чаще стали совершаться панихиды по Святителю, еще больше стали поступать заявления о чудесной помощи Святителя. И народное благоговейное почитание памяти Святителя особенно выразилось в том, что со всех концов Сибири начали поступать заявления о причислении епископа Софрония к лику Святых, и только ждали благочестивые сибиряки того радостного дня, когда Святою Церковью Святитель Софроний, третий епископ Иркутский, будет прославлен. И это желанное событие для всей Православной Церкви, а для Сибири особенно, совершилось на Всероссийском Поместном Соборе Русской Церкви 1917—1918 г., когда «Освященный Собор архипастырей Православной Российской Церкви» постановил 10/23 апреля 1918 г. совершать прославление Святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, причислив его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православной Церковью» [1].

Имя Святителя Софрония в Сибири везде благоговейно чтится. Это воистину образ великого подвижника Церкви, твердого хранителя иноческого послушания, неутомимого труженика, желавшего возжечь и в обителях и в его Богоданной пастве иркутской любовь к Богу и к Церкви Святой. В своих стремлениях к Богу он горел, как яркая свеча, разливая свет чистой святительской жизни всем его окружающим. «Зажегши свечу, говорит Спаситель, не ставят его под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5, 15). Светил и светит Святитель Софроний и в Иркутске, и во всей Сибири, и во всей Православной Церкви.

Память его совершается 30 марта (день его блаженной кончины) и 30 июня (день торжественного в Иркутске прославления Святителя, как угодника Божия).

3. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ И ВСЕЯ СИБИРИ

Вместе со Святителями Иркутскими Иннокентием и Софронием вся православная Сибирь глубоко чтит и память прославленного Церковью Митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича). Житие Святителя Иоанна во многом сходно с житием Святителя Иннокентия. Родители его — дворяне, проживавшие в Южно-русских областях, люди были небедные и щедро давали на построение храмов, украшение их и на другие церковные нужды.

Родился Святитель в г. Нежине, Черниговской области в 1651 г., при крещении назван Иоанном. Благочестивые его родители старались дать своему старшему сыну лучшее по тому времени образование. После домашнего, чисто-церковного воспитания, они отдали его в Киевскую коллегию (потом Академию), где и «получил он общее и высшее богословское образование. Отличаясь хорошими способностями, юноша Иоанн прекрасно окончил Коллегию, и по окончании курса оставлен был здесь же в звании преподавателя.

Как воспитанник и преподаватель Коллегии, будущий Святитель близко стоял к братии Киевских обителей и к жизни особенно иноков Киево-Печерской Лавры. С детства, воспитанный в благочестивой семье, он находил большое утешение в обществе монастырских подвижников, и в душе его появилось стремление работать для Православной Церкви в иноческом звании, и в 1676 г., имея от роду 25 лет, в Киево-Печерской Лавре, он принял иноческий постриг, но имя Иоанна сохранил и в монашестве. Новопостриженный инок за свое благочестие и за высокое образование скоро был рукоположен в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Скоро у молодого образованного иеромонаха обнаружился и проповеднический талант, а за свое красноречие и вдумчивое отношение к проповедуемым Евангельским истинам о. Иоанн получил в Лавре звание проповедника. Весь досуг свой он употреблял на тщательное изучение слова Божия, на знакомство о книгами богословского содержания, святоотеческими; а для внутреннего самовоспитания беседовал с опытными и духовными шоками, подвижниками Лавры и других монастырей. Кроткий, общительный со всеми, неустанный посетитель служб церковных о. Иоанн за свои высокие нравственные качества пользовался большою любовью иноков Лавры и, как выдающийся по образованию и подвижнической жизни, он братией Лавры единодушно был избран на почетную должность эконома Киево-Печерской Лавры.

Читая благословские произведения, о. Иоанн еще в звании иеромонаха начал составлять душеполезные книги. Известно до 12 названий книг Святителя, составленных им и до принятия святительского сана и после принятия. Такая чисто церковная работа о. Иоанна скоро сделала его известным не только в Киеве, но и за пределами его. Талантливые его проповеди с глубоким вниманием выслушивались богомольцами и передавались от одних к другим.

Поэтому Святитель Черниговский Феодосий, когда почувствовал нужду в образованном для себя помощнике, вызывает в 1695 г. о. Иоанна к себе, возводит его в сан архимандрита и ставит настоятелем Елецкой обители, которою раньше сам управлял. Прозорливый Святитель видел, что в лице этого архимандрита он готовит себе преемника по Черниговской кафедре. Недолго новый архимандрит был помощником Святителя Феодосия. 6 февраля 1696 г. Святитель Феодосий скончался, и архимандрит Иоанн и народом и светской властью был единогласно избран во архиепископа Черниговского, и в начале 1697 г. Святейший Патриарх Адриан совершил его, хиротонию.

Останавливаясь на обстоятельствах жизни Святителя Иоанна до его хиротонии во епископа, невольно вспоминаешь годы, предшествовавшие его хиротонии, когда в Русской Церкви подвизались Святители: Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский и Феодосий Черниговский и другие Святители, воспитанники Киево-братской школы. Эти Святители были ему лично известны, или по рассказам, знавших их. Его особая близость к Святителю Феодосию говорит о том, что Черниговский чудотворец видел в нем будущего Святителя, достойного сослужителя и сотрудника Святейшему Патриарху и великим светильникам Русской Церкви.

И надо думать, что в таком исключительном духовном содружестве проходила жизнь Святителя Иоанна до его хиротонии. Горевший любовию к молитвенным подвигам, видевший и слышавший о подвижнической жизни современных ему Святителей, Святитель Иоанн вступил на Черниговскую кафедру, как муж опытно познавший сладость подвижнического жития и со стремлением подражать жизни названных угодников Божиих; их то стезею и пошел Святитель, восприявши жезл управления Черниговской паствой.

Четырнадцать лет управлял Святитель Иоанн Черниговской паствою, и у него быстро образовалась духовная связь со своими пасомыми. Своими частыми службами, сопровождавшимися всегда его назидательными проповедями, своим участливым отношением к бедным, своими работами о возвышении уровня жизни и работы священников, для образования которых он учредил особую школу, душою которой и был сам Святитель. Святитель Иоанн снискал себе народную глубокую любовь. А известное чудесное исцеление его от тяжкой болезни по предстательству Святителя Феодосия, об этом чуде Святитель сообщил всему народу, _и в честь Святителя Феодосия составил «похвалу», и сделало то, что в народе имя Святителя Иоанна тесно связывалось с именем Святителя Феодосия. А поскольку народ почитал Святителя Феодосия за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, постольку же и о Святителе Иоанне народ стал думать, как о блаженнейшем друге угодника Божия, Святителя Феодосия. С великою скорбию поэтому Черниговская паства узнала о том, что любимый ими Святитель назначается Митрополитом Тобольским и всея Сибири. Это назначение и состоялось в марте 1712 г. именно потому, что и император и духовное начальство видели в нем архипастыря, обладающего великими духовными дарованиями, которыми он может насельников Сибири наставить на добрый путь исправления жизни.

Радостно был встречен жителями Тобольска умудренный годами и духовным опытом Святитель Иоанн. И они не обманулись в своей радости. Проповеди Святителя производили на народ необыкновенное впечатление. Скоро стали говорить, что новый Тобольский Святитель великий постник, большую часть ночи проводит в молитве, что он по ночам посещает дома бедных и просит их «Христа ради» принять от него помощь; что он милостив ко всем, что он не забывает и заключенных. Святитель Иоанн, во смирении своем любя делать добро втайне, усердно также занимался епархиальными делами: открыл Славяно-Латинскую школу в Тобольске, предпринимал миссионерские поездки по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, старался об открытии новых храмов. Так во славу Божию и работал Иоанн до самой блаженной своей кончины, снискивая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни его считали Владыкою прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила особенно глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.

А кончина его была необычайная. 9 июня 1715 г. Митрополит Иоанн, как обычно, торжественно совершал Литургию. После Литургии он устроил праздничную трапезу духовенству и нищим, сам ничего не вкушал, а угощал своих гостей, сам прислуживая. Беседовал кротко с гостями, упоминал и о близости своей кончины. Благословивши всех после трапезы, Владыка удалился в свою комнату и затворился. А утром 10 июня, когда увидели, что Владыка не выходит долее обыкновенного из своих внутренних комнат, что дверь заперта, то с разрешения гражданского начальства взломали дверь и увидели, что Святитель, стоя пред иконами на коленях, предал дух свой Богу.

Убедился народ в святости своего Митрополита и тогда, когда тело его оставалось нетленным, хотя от смерти его до погребения прошло довольно много времени, пока Митрополит Филофей не вернулся из своей миссионерской поездки, и предал земле тело почившего Святителя.

Вера в святость Святителя в народе после его смерти не только не уменьшилась, но все более и более увеличивалась, особенно благодаря изумительным чудесным исцелениям, которые подавались больным за их усердную молитву у гроба Святителя. Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи Святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя. 21 января 1916 г. по докладу Святейшего Синода Святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами.

Свято чтится память Святителя Иоанна жителями Сибири и Урала и других северных русских областей. В настоящее время св. мощи Митрополита Иоанна почивают в Тобольском зимнем соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы из всех городов, местностей Сибири со своими нуждами идут к раке мощей Святителя и получают благодатное утешение по молитвам Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири. «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» (Псал. XV, 3). Воля Божия, хотение Божие нашли в жизни Святителя Иоанна великое осуществление. Поэтому образ Святителя Иоанна, как великого постника и молитвенника невольно влечет людей к подражанию. Народная тропа к его святым мощам никогда не зарастает.

Наш краткий очерк жития и благодатной помощи по небесному предстательству сибирских Святителей Иннокентия, Софрония и Иоанна окончен.

Хвалится Сибирь, находясь под молитвенным покровом своих Святителей.

Общность трех сибирских Святителей заключается в том, что выросшие сами под покровом и благодатным воздействием основателей в России монашества — преподобных Антония и Феодосия и прочих чудо творцев Печерских, они — наши сибирские Святители своею жизнью, своей проповедью слова Божия, своею благодатною кончиною, своими чудесами учат сибиряков хранить заветы основателей монашества в России, всецелую преданность воле Божией, любовь ко святому Евангелию, любовь к чистой христианской жизни, непрестанный молитвенный подвиг. Святители сибирские Иннокентий, Софроний и Иоанн являются нашими путеводными звездами, к небу путь нам показующими.

Варфоломей, Архиепископ Новосибирский и Барнаульский

[1] См. Деяния Освященного Собора архипастырей Православной Российской Церкви о прославлении Святителя Софрония, третьего епископа Иркутского.


Иллюстрации: в папке a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480310
К оглавлению номера

5) 480311
a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480311
6) Определилась папка статьи в разделе:a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480311
6. разбираем файлы
5) 480312
a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480312
6) Определилась папка статьи в разделе:a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480312
6. разбираем файлы
5) 480313
a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480313
6) Определилась папка статьи в разделе:a1943/1948/1948-03/СТАТЬИ/480313
6. разбираем файлы
1954



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика